Грозный час: Костюмы, доспехи и вооружение –> Московиты, богатый мужской костюм (бояре, боярские дети, купцы) | ||
Анонс Новости Фото и ссылки на отчеты Роли и локации Правила Костюмы, доспехи и вооружение Полезные ссылки Мир игры Организационные вопросы Мастерская группа и координаты для связи Форум Прием заявок |
А. Литовченко, "Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею"
Карл Вениг, "Последние минуты Дмитрия Самозванца"
К.В. Лебедев, "Боярская свадьба"
А.П. Рябушкин, "Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате"
Мужская одежда XVII в. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х – первая половина 1640-х гг. Одежда мужчин одинакова как у греков; рубашки у них широкие, короткие, едва достигают колен; воротник гладкий без сборок; спинка подшита в виде треугольника, спускается с плеч и шита красным шелком; у многих подоплёка подшита красной тафтой, к немалому украшению. У богатых людей вышивают воротник, низ рубашки и рукава пестрыми шелками и иногда золотом и жемчугом; воротник застегивается у таковых или двумя большими жемчужинами, или золотыми и серебряными пуговицами. Нижнее платье носят очень широкое сверху, где протянут шнур, по произволу распускающий и стягивающий его. Поверх рубашки и штанов носят узкие кафтаны длиною до колен с длиннейшими его рукавами, надеваемыми на руки в сборках; воротник у кафтана широкий, длиной в четверть локтя, подшит бархатом, или у вельмож золотной материей; его выставляют из-за другого кафтана, оставляя незастегнутым. Сверх кафтана носят другое одеяние длиною до икр, оно называется ферязью; как кафтан, так и ферязь делается из нанки, киндяка, тафты или атласа, смотря по состоянию каждого. Ферязь подбивается хлопчатою бумагой. Сверх всего носят платья, длиною достающие до пят, которые надевают выходя на публику; это платье бывает из синего, коричневого или темно-зеленого сукна, также парчовое, атласное и шитое золотом, такие же все одеяния, выдаваемые из царской казны по случаю принятия послов, для большего благолепия; у этой верхней одежды бывает длинный, ниспадающий с плеч воротник, вокруг и по сторонам она обшита золотом или жемчугом и украшена висящими кистями; рукава также длинные, как и одежда, весьма узки и подбираются так, что руки едва видны, иногда же при ходьбе они спускаются с рук, случается, что холопы и воры прячут в рукавах такого рода камни или плети, незаметные для зрителя, и нападают с ними ночью на проходящих. Князья и бояре при торжественных собраниях носят шапки вышиною в локоть, опушенные черным соболем или лисицей, в других случаях обшитые бархатом и частью опушенные только черным соболем или лисьим мехом и просто суконные. Русские вообще, как поляки, носят короткие юфтевые или персидского сафьяна сапоги с остроконечными носами...
Гравюра "Русское посольство к Максимиллиану II, 1576 г." В большем разрешении: http://photofile.com.ua/photo/semkov/376977/74289635.jpg и http://photofile.com.ua/photo/semkov/376977/74289635.jpg
Одежда боярская, мужская и женская. Вторая четверть XVII в. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…».
Одежда бояр. XVI - XVII вв. Хромолитография. 1840-е гг. На портрете - Афанасий Власьев (? - после 1610), изображен в кафтане с козырем (высоким стоячим воротником) и жемчужными застежками. Его голову украшает расшитая жемчугом ермолка (тафья). Слева в боярском костюме стоит Борис Годунов (ок. 1551/52 - 1605). Он одет в полукафтанье (короткую верхнюю распашную двубортную одежду) с длинными рукавами и петлицами на груди. Поверх полукафтанья надета ферязь (длинный мужской кафтан свободного покроя, без воротника) с короткими рукавами. Справа от портрета Афанасия Власьева – стольник Петр Иванович Потемкин(1617 – около 1700). Костюм Потемкина представляет собой ферязь, сверху которой надета ездовая шуба (одежда из меха, покрытая тканью) с откидными рукавами, украшенная жемчугом и драгоценными камнями. У бояр шуба могла быть и парадной одеждой. В руке Потемкин держит трость. Его шапка оторочена соболем, а венчает ее перо из драгоценных камней и жемчуга.
Мейерберг «Виды и бытовые картины России 17 века», Мужскiе костюмы русскiе и инородческiе
Ферезь царя Ивана Грозного, XVI в., ГИМ. Шёлк, подкладка хлопок, стёгана на вате. Одежда прямого покроя. Рукава длинные, прямые, суживаются к кисти. Воротник узкий, стоячий, прошит в несколько рядов по шнурку. Полы не заходят одна на другую, соединяются четырьмя парами завязок из шёлкового шнура с парными кистями и серебряными шариками. Одежда простёгана на тонком слое бумажной ваты. Сшита из тонкой гладкой с отливом персидской тафты. Подкладка из бело-голубой плотной бумажной ткани. Подпушка из белой тонкой тафты.
Рубаха-власяница царя Ивана Васильевича Грозного, XVI век. ГИМ. Рубаха тёмно-коричневого цвета, сшита из грубого холста, в который вплетены конские волосы. Использовалась как средство самоистязания: власяницу надевали на голое тело, поэтому, отвешивая молебные поклоны в течение долгого времени, спина расцарапывалась в кровь.
Ферезея царя Алексея Михайловича. 1670-е годы, Оружейная палата. Ферезея – парадная одежда московских придворных чинов в 17 веке. Шилась из дорогих материй, богато украшалась. В отличие от опашня и охабня, никогда не застёгивалась на пуговицы, а завязывалась на шнурки у шеи. Не путайте ферезею с ферязью – это разные платья.
Шуба митрополита Филиппа, 1566-1569 гг., из собрания Оружейной палаты «Это – верх шубы митрополита Филиппа (1566-1569), относящаяся ко времени его ссылки. Шерстяная черно-коричневого цвета ткань домашней выработки, характерная для русского ткачества XVI-XVII веков, бытовала в широких слоях населения. Покрой шубы несложен: перед и спина состоят из прямых полотнищ, к которым присоединены скошенные полотнища и клинья в подоле, ширина которого достигает 344 см. Своеобразен покрой рукава с необычно широкой проймой – 65 см. Рукав, очень широкий вверху, постепенно суживается книзу до 16 см. Воротник небольшой, отложной. Рукава, ворот, полы и подол были обшиты бараньим мехом коричневого цвета, в большей части утраченным. Спереди на полах, от ворота до самого низа, 30 пар нашивок из узкой коричневой тесьмы с обшивными пуговицами на правой поле и петлями на левой». Верх на шубу, XVII век. ГИМ, приписывается царю Алексею Михайловичу Первая половина XVII в. Москва, Царицины мастерские палаты. Ткань – турецкий атлас золотной. 1620-е гг. Пуговицы – серебро, чеканка. Спина и передние полы одежды из прямых полотнищ ткани, к низу вставлены клинья, рукава вшиты по прямой линии, у проймы широкие, суживающиеся к низу, значительно длиннее руки. На груди поперёк нашиты восемь парных полос тесьмы из тонкого шёлкового шнура, сложенного в четыре раза. По сохранившимся сведениям, шуба была на беличьем меху – «испод белий». Верх шубы из золотного атласа с растительным узором в виде изогнутых побегов с листьями и цветами.
Из рисунков Федора Солнцева:
ПрическиМужчины волосы стригли коротко. Делали они это очень простым способом: на голову надевали глиняный горшок и все волосы, вылезавшие из-под него, состригали. Такая причёска называлась «под горшок». Позднее появились её разновидности, такие как «под скобку» и «в кружок», где концы волос подвивались внутрь, а в XVI в. утверждается мода на бритьё головы. Но Иван Грозный запрещает боярам брить головы, и сам носит причёску «в скобку». Адам Олеарий, побывавший в России в составе шлезвиг-голштинского посольства в 1633 г., писал: «Мужчины у русских большею частью рослые, толстые и крепкие люди, кожею и натуральным цветом своим сходные с европейцами <…> Волосы на голове только их попы, или священники, носят длинные, свешивающиеся на плечи; у других они коротко стрижены. Вельможи даже дают сбривать эти волосы, полагая в этом красоту. <…> Однако как только кто-либо погрешит в чём-нибудь перед его царским величеством или узнает, что впал в немилость, он беспорядочно отпускает волосы до тех пор, пока длится немилость». Длинные волосы мужчины отпускали и в знак скорби, по случаю траура, а вот женщины, наоборот, в знак печали их стригли.
Головные уборыОснову мужской шапки составлял колпак остроконечной или сферической формы со слегка отстающим околышем — ободком, облегающим голову. Судя по Изборнику Святослава (1073 г.), привилегией знати являлись шапки из бархата с ценным мехом.
«У простых граждан летом шапки из белого войлока, а зимою из сукна, подбитые мехом», — отмечал Олеарий. Эти шапки и назывались колпак, хотя само название появилось только в XVII в., до этого шапки были валяные и назывались валёнками.
Люди состоятельные шили шапки из тонкого сукна или бархата, а богатые — из парчи или атласа с пристёгнутым околышем, унизанным жемчугом; московские щёголи могли добавить к этому ещё и золотые пуговицы. О том, насколько красочными были головные уборы знати, свидетельствует описание костюма князя Вяземского в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный»: «Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером». Мурмолка была разновидностью колпака — четырёхугольная, низкой формы, верх у которой был суконный, ярко-вишнёвого, зелёного или чёрного цвета, а основная часть изготавливалась из дорогой ткани, парчи или бархата. Такие головные уборы предпочитали носить бояре, купцы и дьяки. Зимой мурмолка подбивалась мехом, который отворачивался наружу широкой полосой, чтобы она не стягивала голову, в центре спереди делался разрез, а отвороты пристёгивались к тулье в двух местах пуговицами и богато украшались.
Другим видом мужских шапок являлась тафья, или скуфья, небольшая мягкая шапочка, наподобие тюбетейки, прикрывавшая только макушку, расшитая шёлком или золотыми нитями, бывает украшена жемчугом и драгоценными каменьями. На Русь она попала с Востока и приобрела популярность среди богатой части населения как домашний головной убор. В частности, царь Иван Грозный ходил в ней в церковь, чего не одобрял митрополит Филипп.
И вот ещё одна разновидность: «у князей и бояр или их государственных советников во время публичных заседаний надеты шапки из чёрного лисьего или собольего меха, длиною в локоть». Их называли горлатными. Эти шапки носили как символ богатства, достатка и родовитости. Обычно боярин сначала надевал тафью, затем колпак, а на него уже горлатную шапку. Шили её из целого меха горла животного — «душки», вышиной 6—8 вершков (до 40 см). Иногда использовали не мех, а выделанную кожу, парчу и замшу.
Знатные люди не снимали головных уборов ни при входе в помещение, ни за столом, ни в присутствии царя. Лишь придя домой, хозяин снимал шапку и напяливал её на специальный расписной болванец, сделанный из мягкого дерева или ткани, набитой опилками.
|
|
Дата последнего изменения: 12.09.2008 в 14:22 |