Грозный час: Костюмы, доспехи и вооружение –> Московиты, богатый мужской костюм (бояре, боярские дети, купцы)
Анонс Новости Фото и ссылки на отчеты Роли и локации Правила Костюмы, доспехи и вооружение Полезные ссылки Мир игры Организационные вопросы Мастерская группа и координаты для связи Форум Прием заявок

 

 

А. Литовченко, "Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею"

 

Карл Вениг, "Последние минуты Дмитрия Самозванца"

 

К.В. Лебедев, "Боярская свадьба"

 

А.П. Рябушкин, "Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мужская одежда XVII в.

Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…».

Середина 1630-х – первая половина 1640-х гг.

Одежда мужчин одинакова как у греков; рубашки у них широкие, короткие, едва достигают колен; воротник гладкий без сборок; спинка подшита в виде треугольника, спускается с плеч и шита красным шелком; у многих подоплёка подшита красной тафтой, к немалому украшению. У богатых людей вышивают воротник, низ рубашки и рукава пестрыми шелками и иногда золотом и жемчугом; воротник застегивается у таковых или двумя большими жемчужинами, или золотыми и серебряными пуговицами. Нижнее платье носят очень широкое сверху, где протянут шнур, по произволу распускающий и стягивающий его. Поверх рубашки и штанов носят узкие кафтаны длиною до колен с длиннейшими его рукавами, надеваемыми на руки в сборках; воротник у кафтана широкий, длиной в четверть локтя, подшит бархатом, или у вельмож золотной материей; его выставляют из-за другого кафтана, оставляя незастегнутым. Сверх кафтана носят другое одеяние длиною до икр, оно называется ферязью; как кафтан, так и ферязь делается из нанки, киндяка, тафты или атласа, смотря по состоянию каждого. Ферязь подбивается хлопчатою бумагой. Сверх всего носят платья, длиною достающие до пят, которые надевают выходя на публику; это платье бывает из синего, коричневого или темно-зеленого сукна, также парчовое, атласное и шитое золотом, такие же все одеяния, выдаваемые из царской казны по случаю принятия послов, для большего благолепия; у этой верхней одежды бывает длинный, ниспадающий с плеч воротник, вокруг и по сторонам она обшита золотом или жемчугом и украшена висящими кистями; рукава также длинные, как и одежда, весьма узки и подбираются так, что руки едва видны, иногда же при ходьбе они спускаются с рук, случается, что холопы и воры прячут в рукавах такого рода камни или плети, незаметные для зрителя, и нападают с ними ночью на проходящих. Князья и бояре при торжественных собраниях носят шапки вышиною в локоть, опушенные черным соболем или лисицей, в других случаях обшитые бархатом и частью опушенные только черным соболем или лисьим мехом и просто суконные. Русские вообще, как поляки, носят короткие юфтевые или персидского сафьяна сапоги с остроконечными носами...

 

 

Гравюра "Русское посольство к Максимиллиану II, 1576 г."

В большем разрешении: http://photofile.com.ua/photo/semkov/376977/74289635.jpg и http://photofile.com.ua/photo/semkov/376977/74289635.jpg

 

 

 

Одежда боярская, мужская и женская. Вторая четверть XVII в.

Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…».

 

 

 Одежда бояр. XVI - XVII вв. Хромолитография. 1840-е гг.

На портрете - Афанасий Власьев (? - после 1610),  изображен в кафтане с козырем (высоким стоячим воротником) и жемчужными застежками. Его голову украшает расшитая жемчугом ермолка (тафья).

Слева в боярском костюме стоит Борис Годунов (ок. 1551/52 - 1605). Он одет в полукафтанье (короткую верхнюю распашную двубортную одежду) с длинными рукавами и петлицами на груди. Поверх полукафтанья надета ферязь (длинный мужской кафтан свободного покроя, без воротника) с короткими рукавами.

Справа от портрета Афанасия Власьева – стольник Петр Иванович Потемкин(1617 – около 1700). Костюм Потемкина представляет собой ферязь, сверху которой надета ездовая шуба (одежда из меха, покрытая тканью) с откидными рукавами, украшенная жемчугом и драгоценными камнями. У бояр шуба могла быть и парадной одеждой. В руке Потемкин держит трость. Его шапка оторочена соболем, а венчает ее перо из драгоценных камней и жемчуга.

 

 

 

 Мейерберг «Виды и бытовые картины России 17 века», Мужскiе костюмы русскiе и инородческiе

 

 

 

Ферезь царя Ивана Грозного, XVI в., ГИМ. Шёлк, подкладка хлопок, стёгана на вате.

Одежда прямого покроя. Рукава длинные, прямые, суживаются к кисти. Воротник узкий, стоячий, прошит в несколько рядов по шнурку. Полы не заходят одна на другую, соединяются четырьмя парами завязок из шёлкового шнура с парными кистями и серебряными шариками. Одежда простёгана на тонком слое бумажной ваты. Сшита из тонкой гладкой с отливом персидской тафты. Подкладка из бело-голубой плотной бумажной ткани. Подпушка из белой тонкой тафты.
Прорисовка этого кафтана Федором Солнцевым:

 

 

 

Рубаха-власяница царя Ивана Васильевича Грозного, XVI век. ГИМ.

Рубаха тёмно-коричневого цвета, сшита из грубого холста, в который вплетены конские волосы. Использовалась как средство самоистязания: власяницу надевали на голое тело, поэтому, отвешивая молебные поклоны в течение долгого времени, спина расцарапывалась в кровь.
Конструкция. Основа – прямой стан, перегнутый пополам. К нему пришиваются рукава из прямых полотнищ. С каждого бока – по две трапециевидных вставки, расширяющиеся книзу. Одна из них состоит из двух частей (см. схему). Подмышками – ластовицы. Горловина полукруглая, к ней пришит невысокий воротничок-стойка. На груди глубокий вертикальный разрез, который застёгивается на шесть пар шерстяных шнуров чёрного цвета: два - на воротничке, оставшиеся – на груди. Детали власяницы соединены «запошивочным» швом, кроме шва, соединяющего между собой боковые вставки и, по-видимому, шва, соединяющего кромки рукавов. Какой он пока не удалось в точности установить. Возможно, это шов «вперёд» иголкой в сочетание с простой подрубкой (!). Все срезы подогнуты вдвое и прошиты по кромкам два раза швом «вперёд» иголкой.
 

 

Ферезея царя Алексея Михайловича. 1670-е годы, Оружейная палата.

Ферезея – парадная одежда московских придворных чинов в 17 веке. Шилась из дорогих материй, богато украшалась. В отличие от опашня и охабня, никогда не застёгивалась на пуговицы, а завязывалась на шнурки у шеи. Не путайте ферезею с ферязью – это разные платья.

 

Шуба митрополита Филиппа, 1566-1569 гг., из собрания Оружейной палаты

 «Это – верх шубы митрополита Филиппа (1566-1569), относящаяся ко времени его ссылки. Шерстяная черно-коричневого цвета ткань домашней выработки, характерная для русского ткачества XVI-XVII веков, бытовала в широких слоях населения. Покрой шубы несложен: перед и спина состоят из прямых полотнищ, к которым присоединены скошенные полотнища и клинья в подоле, ширина которого достигает 344 см. Своеобразен покрой рукава с необычно широкой проймой – 65 см. Рукав, очень широкий вверху, постепенно суживается книзу до 16 см. Воротник небольшой, отложной. Рукава, ворот, полы и подол были обшиты бараньим мехом коричневого цвета, в большей части утраченным. Спереди на полах, от ворота до самого низа, 30 пар нашивок из узкой коричневой тесьмы с обшивными пуговицами на правой поле и петлями на левой». 
 

Верх на шубу, XVII век. ГИМ, приписывается царю Алексею Михайловичу

Первая половина XVII в. Москва, Царицины мастерские палаты. Ткань – турецкий атлас золотной. 1620-е гг. Пуговицы – серебро, чеканка. Спина и передние полы одежды из прямых полотнищ ткани, к низу вставлены клинья, рукава вшиты по прямой линии, у проймы широкие, суживающиеся к низу, значительно длиннее руки. На груди поперёк нашиты восемь парных полос тесьмы из тонкого шёлкового шнура, сложенного в четыре раза. По сохранившимся сведениям, шуба была на беличьем меху – «испод белий». Верх шубы из золотного атласа с растительным узором в виде изогнутых побегов с листьями и цветами. 

 

 

 

 

 

Из рисунков Федора Солнцева:

 

 

 

 

 

 

 

Прически

Мужчины волосы стригли коротко. Делали они это очень простым способом: на голову надевали глиняный горшок и все волосы, вылезавшие из-под него, состригали. Такая причёска называлась «под горшок». Позднее появились её разновидности, такие как «под скобку» и «в кружок», где концы волос подвивались внутрь, а в XVI в. утверждается мода на бритьё головы. Но Иван Грозный запрещает боярам брить головы, и сам носит причёску «в скобку». Адам Олеарий, побывавший в России в составе шлезвиг-голштинского посольства в 1633 г., писал: «Мужчины у русских большею частью рослые, толстые и крепкие люди, кожею и натуральным цветом своим сходные с европейцами <…> Волосы на голове только их попы, или священники, носят длинные, свешивающиеся на плечи; у других они коротко стрижены. Вельможи даже дают сбривать эти волосы, полагая в этом красоту. <…> Однако как только кто-либо погрешит в чём-нибудь перед его царским величеством или узнает, что впал в немилость, он беспорядочно отпускает волосы до тех пор, пока длится немилость». Длинные волосы мужчины отпускали и в знак скорби, по случаю траура, а вот женщины, наоборот, в знак печали их стригли.

 

Головные уборы

Основу мужской шапки составлял колпак остроконечной или сферической формы со слегка отстающим околышем — ободком, облегающим голову. Судя по Изборнику Святослава (1073 г.), привилегией знати являлись шапки из бархата с ценным мехом.

 

«У простых граждан летом шапки из белого войлока, а зимою из сукна, подбитые мехом», — отмечал Олеарий. Эти шапки и назывались колпак, хотя само название появилось только в XVII в., до этого шапки были валяные и назывались валёнками.

 

Люди состоятельные шили шапки из тонкого сукна или бархата, а богатые — из парчи или атласа с пристёгнутым околышем, унизанным жемчугом; московские щёголи могли добавить к этому ещё и золотые пуговицы. О том, насколько красочными были головные уборы знати, свидетельствует описание костюма князя Вяземского в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный»: «Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером». Мурмолка была разновидностью колпака — четырёхугольная, низкой формы, верх у которой был суконный, ярко-вишнёвого, зелёного или чёрного цвета, а основная часть изготавливалась из дорогой ткани, парчи или бархата. Такие головные уборы предпочитали носить бояре, купцы и дьяки. Зимой мурмолка подбивалась мехом, который отворачивался наружу широкой полосой, чтобы она не стягивала голову, в центре спереди делался разрез, а отвороты пристёгивались к тулье в двух местах пуговицами и богато украшались.

 

Другим видом мужских шапок являлась тафья, или скуфья, небольшая мягкая шапочка, наподобие тюбетейки, прикрывавшая только макушку, расшитая шёлком или золотыми нитями, бывает украшена жемчугом и драгоценными каменьями. На Русь она попала с Востока и приобрела популярность среди богатой части населения как домашний головной убор. В частности, царь Иван Грозный ходил в ней в церковь, чего не одобрял митрополит Филипп.

 

И вот ещё одна разновидность: «у князей и бояр или их государственных советников во время публичных заседаний надеты шапки из чёрного лисьего или собольего меха, длиною в локоть». Их называли горлатными. Эти шапки носили как символ богатства, достатка и родовитости. Обычно боярин сначала надевал тафью, затем колпак, а на него уже горлатную шапку. Шили её из целого меха горла животного — «душки», вышиной 6—8 вершков (до 40 см). Иногда использовали не мех, а выделанную кожу, парчу и замшу.

 

Знатные люди не снимали головных уборов ни при входе в помещение, ни за столом, ни в присутствии царя. Лишь придя домой, хозяин снимал шапку и напяливал её на специальный расписной болванец, сделанный из мягкого дерева или ткани, набитой опилками.

 

 

 

 

 

Дата последнего изменения: 12.09.2008 в 14:22