Грозный час: Мир игры –> Чин венчания на царство
Анонс Новости Фото и ссылки на отчеты Роли и локации Правила Костюмы, доспехи и вооружение Полезные ссылки Мир игры Организационные вопросы Мастерская группа и координаты для связи Форум Прием заявок

 

 Сигизмунд Герберштейн, "Записки о Московии"

 

 

Обряд венчания государей (на царство) [Нижеследующее описание, которое я добыл не без труда, наглядно но изображает обряд, которым венчаются (на царство) государи московские . Этот обряд применен великим князем Иоанном Bacильевичем, когда он, как я упоминал выше, короновал своего внука Димитрия великим князем и монархом Руссии.]

 

Посреди храма Пресвятой девы воздвигается дощатый помост, на котором помещают три седалища: для деда, внука и митрополита, Кроме того, устанавливают возвышение, называемое у них налоем (nolai)148 , на которое кладут княжескую шапку и бармы (barma), т. е. княжеские украшения. Затем к назначенному времени являются облаченные в торжественные одеяния митрополит, архиепископы [епископы], архимандриты (abbates, Appte), игумны (priorcs, Priorn) и весь духовный собор. При входе великого князя с внуком в храм дьяконы поют по обычаю "многие лета" одному только великому князю Иоанну.

 

После этого митрополит со всем клиром начинает петь молебен Пресвятой деве и святому Петру-исповеднику, которого они, согласносвоему обычаю, называют чудотворцем (miraculosas, Wunderzaichner). По окончании молебна митрополит, великий князь и внук восходят на дощатый помост и первые двое садятся на поставленные там седалища, а внук меж тем останавливается у края помоста. Наконец великий князь начинает такую речь: "Отче митрополит, по божественной воле, по древнему соблюдавшемуся доселе нашими предками, великими князьями, обычаю великие князья-отцы назначали своим сыновьям-первенцам великое княжение, и как по их примеру родитель мой, великий князь, при жизни (coram se, neben sein) благословил меня великим княжением, так и я при всех благословил великим княжением первенца моего Иоанна. Но как по воле божией случилось, что оный сын мой скончался, оставив по себе единородного Димитрия, которого бог даровал мне вместо сына, то я равно при всех благословляю его, ныне и после меня, великим княжением владимирским, новгородским и прочая, на которые я благословил и отца его".

 

После этого митрополит велит внуку приблизиться к назначенному месту, благословляет его крестом и велит дьякону читать дьяконскую молитву, а сам меж тем, сидя возле него и также склонив голову, молится: "Господи, боже наш, царь царей, господь господствующих, через Самуила-пророка избравший Давида, раба твоего, и помазавший его во царя над народом твоим Израилем, услыши ныне моления наши, недостойных твоих, и воззри от святости твоей на верного раба твоего" Димитрия, которого ты избрал возвыситьт царём над святыми твоими народами, которого ты искупил драгоценнейшею кровью сына твоего единородного, и помаж его елеем радости, защити его силою вышнею, возложи на голову его венец из драгоценных камней, даруй ему долготу дней и в десницу его скипетр царский, поставь его на престол правды, окружи его всеоружием справедливости, укрепи его десницу и покори ему все варварские языки, и да пребывает сердце его всецело в страхе твоем, дабы смиренно внимал он тебе; отврати его от неправой веры и яви его истым хранителем заповедей твоей святой вселенской церкви, да судит он народ в правде, и да дарует правду бедным, и да сохранит сыновей бедных, и да наследует затем царствие небесное". После этого он говорит громким голосом: "Яко есть твоя держава и твое царство, так да будет хвала и честь богу отцу и сыну и святому духу ныне и во веки веков".

 

По окончании этой молитвы митрополит велит двум архимандритам подать ему бармы, покрытые вместе с шапкой шелковым покровом, который они называют ширинкой. Затем он передает их великому князю и осеняет внука крестом, великий же князь возлагает их па внука. Потом митрополит говорит: "Мир всем", а дьякон ему: "Bладыко, помолимся". Тогда митрополит молится так: "Поклонитесь с нами единому царю вечному, коему вверено и земное царство, и молитесь царящему надо всем: Сохрани его под покровом твоим, удержи его на царстве, да творит всегда благое и надлежащее, да просияет правдою в дни свои и умножением господства своего, и да живом в спокойствии и безмятежно, без раздора, во всякой благости и чистоте". Это он произносит потише, а потом громко: "Ты еси царь мира и спаситель душ наших, слава тебе, отцу, сыну и святому духу, ныне и во веки веков, аминь".

 

Наконец, он подает великому князю княжескую шапку, поднесенную по приказу митрополита двумя архимандритами, и осеняет при этом внука крестом во имя отца, и сына, и святого духа. Затем, когда великий князь возложил шапку на главу внука, его благословляли рукой сперва митрополит, а потом, прнступая, архиепископ и епископы. Совершив это по чину, митрополит и великий князь приказывают внуку сесть с ними рядом и, помедлив немного, встают. Между тем дьякон начинает так называемую у них литанию (letania, Lethaney): "Помилуй нас, господи", именуя великого князя Иоанна; другой хор в свою очередь упоминает вели кого князя, внука Димитрия и иных по обычаю. По окончании литании митрополит молится: "О пресвятая владычице дево богородице"

 

После молитвы митрополит и великие князья садятся. Священник или дьякон указует на место, на котором читалось евангелие, и говорит громким голосом: "Многие лета великому князю Иоанну, благовер ному, христолюбивому, богом избранному и богом превознесенному, великому князю Иоанну Васильевичу владимирскому, новгородскому и всея Руссии монарху, на многие лета". После этого священники поют пред алтарем: "Великому князю многие лета"; точно так же на правом и на левом клиросе дьяконы поют: "Многие лета".

 

Наконец, дьякон снова громким голосом возглашает: "Многие лета великому князю Димитрию, благоверному, христолюбивому, богом избранному и превознесенному, великому князю Димитрию Иоанновичу владимирскому, новгородскому и веся Руссии, многие лета". Священники у алтаря и на обоих клиросах опять громко поют: "Многие лета Димитрию". По окончании сего митрополит, архиепископ, епископы и все собрание подходят но порядку к великим князьям и почтительно их поздравляют. Подходят и сынонья великого князя, кланяясь и поздравляя великого князя.  

 

Митрополит Симон (Simon, Simeon) говорит: "Господине и сыне, великий княже Димитрий, по божественной воле дед твой, великий князь, оказал тебе милость, благословил тебя великим княжением, и ты господине и сыне, имей страх божий в сердце твоем, люби справедливость и праведный суд, слушайся деда твоего, великого князя, и всем сердцем заботься о всех православных. И мы благословляем тебя, господине сыне, и молим бога о твоем здравии". Затем митрополит и великие князья встают и митрополит с молитвой благословляет крестом великого князя и его сыновей.

 

Наконец по свершению литургии, т. е. священнослужения, великий князь-дед удаляется в свои покои, а Димитрий в княжеской шапке и бармах отправляется из храма Пресвятой девы в сопровождении большой толпы бояр и cынoвeй в церковь Михаила архангела, где в преддверии на помосте Георгий, сын великого князя Иоанна, [трижды] осыпает его золотыми деньгами (dengae): под деньгой разумеется род монеты154.

 

По входе его в церковь священники с молитвой в литании, согласно обычаю, благословляют его крестом, а также осеняют его крестным знамением у гробниц и памятников. Затем при выходе Димитрия из храма Георгий в дверях снова осыпает его золотыми деньгами.

 

После этого Димитрий направляется прямо в церковь Благовещения Марии, где равным образом его благословляют священники и, как и ранее, Георгий осыпает его деньгами. По свершении этого Димитрий удаляется, наконец, к деду и матери. Это свершилось в 7006 году от сотворения мира, а от рождества Христова в 1497 [в четвертый день февраля месяца 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего изменения: 22.02.2009 в 04:52